Эмоциональные расстройства
Наверное, почти каждый человек хоть раз в жизни испытывал на чувство безысходности, когда всё валится из рук, нет сил подняться с дивана, никто и ничего не радует, кажется что жизнь закончилась.
Кому-то удаётся справиться с этим самостоятельно, кого-то «накрывает» по полной,кто-то спасается при помощи транквилизаторов, и редкий случай, когда человек обращается к психотерапии.
Ведь описанное выше состояние не что иное, как депрессия.
Депрессивное состояние может развиться стремительно в течение одного дня, либо наоборот, длительное время день за днём человека преследует гнетущее чувство безысходности, не оставляя его ни на минуту, подтачивая его изнутри, разрушая его физически и морально.
История ее детства с первого взгляда кажется очень благополучной – полная интеллигентная семья, родители - преподаватели университета, дача на выходных и дружное застолье на каждый праздник.
Однако девушка, сколько себя помнит, никогда не чувствовала счастья.
Закончив школу на отлично, она поступает в тот же университет, где работают ее родители.
Заканчивает университет с красным дипломом.
Отношения с молодыми людьми не доставляют радости, нет чувства любви и понимания.
Задача психотерапиии, сформулированная пациентом: почувствовать вкус к жизни и разобраться в себе.
Психотерапевтическая работа: психотерапия длилась около 3-х месяцев.
За это время пациентка сумела разобраться в том, что ее чувство одиночества и рецидивирующая депрессия появилась по причине эмоционального страха перед «сильными и сверхположительными» родителями.
Очень хорошее интеллектуальное развитие девушки было направлено на то, чтобы закрыть дыры в чувственно-эмоциональной жизни души.
Пациентка познакомилась со своими чувствами, стала более эмоциональной открытой и живой. И первый раз в жизни влюбилась.
Из практики: Девушка, 22 года. На приём пришла с мамой.
Заявленная проблема: «Невозможность контакта с окружающими, в т.ч. с лицами мужского пола, излишняя замкнутость, периодические приступы разочарования жизнью, эмоциональные расстройства. Дядя по линии матери злоупотреблял алкоголем, в возрасте 52 лет покончил жизнь самоубийством. Мать по характеру спокойная» уравновешения, добрая, отзывчивая. Отец - покладистый, тихий, спокойный, малообщительный. Старшая сестра инициативная, живая, подвижная, своенравная, временами резкая, грубая, конфликтная. Больная родилась в срок. В 6 месяцев перенесла корь в тяжелой форме. Ходить начала в (1.5 года). До 3 лет с трудом выговаривала лишь некоторые слова, и по умственному развитию соответствовала младенцу 9-10 месяцев. В 3.5 года перенесла ветряную оспу. В последующем больная постепенно стала догонять своих сверстниц в умственном развитии, в 4 года появилась фразовая речь. По характеру была спокойной, уравновешенной, подчиняемой. Одновременно с этим, отличалась легкой ранимостью и обидчивостью. В школу пошла с 8 лет. К распорядку привыкала с трудом, считала, что одноклассники к ней относятся настороженно, иногда даже "шепчутся о ней". Однако эти высказывания носили отрывочный характер. Училась хорошо, старалась "вызубрить" уроки, мотивируя это тем, что обладает плохой памятью. С 14 лет появился страх темноты, боялась остаться дома одна, заявляла полушутя-полувсерьез, что, «в кладовке живет русалка». Страхи исчезли в течение года, и в последующем об этом периоде вспоминала неохотно. После окончания школы поступила в машиностроительный техникум. Учеба потребовала большого умственного и эмоционального напряжения. Перестала поддерживать отношения с друзьями, оказалась как бы изолированной по собственной воле. В 19 лет стала меняться по характеру. Во время подготовки к зимней сессии была сосредоточена на своей успеваемости, ухудшился сон, спала всего по 4-5 часов, просыпалась в тревоге, вновь начинала заниматься. Опасалась, что она не сможет во время сдать курсовую работу. Вечером в день сдачи курсового проекта, придя домой, внезапно расплакалась, родственникам заявила, что "сдвинулась". Утверждала, что в голову "ничего не идет", жаловалась, что пропала память. Полагала, что неправильно выполнила курсовую работу. Считала, что в связи с этим все ее презирают. К ночи несколько успокоилась. Легла в постель, но уснула не сразу. На 2 день утром по настоянию матери был вызван участковый врач. На его приход отреагировала недоброжелательно, беседовать с ним отказалась. По назначению врача была сделана инъекция какого-то препарата, больная заснула и спала около 30 минут.
Первая встреча: тревожна, растеряна, многословна, повторяет одни и те же слова. Временами застывает, глаза широко раскрыты, устремлены в потолок, взгляд зачарованный, на вопросы не отвечает, затем шепотом заявляет "я преступница, я сошла с ума". При неоднократном повторении вопроса сообщила, что чувствует в голове пустоту, считает, что находится в "необычном месте", внезапно возбудилась, пыталась нанести себе повреждения. По нескольку раз повторяла "страшно, страшно, страшно".
Назначение: рекомендовано обращение к участковому психиатру. В последующем диагностировано: рекуррентная шизофрения, протекающая с онейроидно-кататоническими приступами.