Детская психотерапия
Вспомните, когда мы были еще детьми, то почти все свое время играли, то в дворе, то на детской площадке, то дома.
Детская фантазия не знала границ!
Одуванчики, листики, камушки, стеклышки – все во дворе имело свой смысл.
Так одним из основных методов психотерапевтической работы с детьми является игра.
Через игру у ребенка можно увидеть его чувства, переживания, отношения и проблемы.
Поэтому детская психотерапия отличается от взрослой – в ней гораздо больше символов и фантазии.
Если Ваш ребенок плохо спит и видит кошмары, больше чем обычно начал капризничать, не хочет учиться, постоянно дерется со сверстниками – то обратитесь за консультацией к детскому психотерапевту.
Из практики.
За помощью обратилась мама девочки 8 лет. Проблема заключалась в том, что ее дочь не играет и не общается в школе со сверстниками, на уроках не отвечает, а если и отвечает, то шепотом, при этом покраснев от головы до ног. Девочка периодически впадает в «ступор», внешне никак не реагируя на окружающих и очень часто падала «на ровном месте» (разбивая колени и локти).
Психотерапия: терапия длилась с перерывами на каникулы в течение одного года.
Психологические проблемы девочки были связаны с сильнейшим неосознаваемым чувством вины.
Результаты психотерапии: девочка перестала к себе относиться как к «плохой» и перестала травмироваться. В школе стала работать устно на уроках, сначала постепенно, затем более уверенно. Завела подруг среди одноклассниц, записалась в музыкальную секцию.
Из практики.
Заявленная проблема: Сильный испуг, шок. Девочка 7 лет, была доставлена под руки, так как она не могла ни ходить, ни стоять, дома лежит с закрытыми глазами, говорит шепотом. Девочка проживает с матерью в коммунальной квартире, в удовлетворительных условиях, в садик не ходит, без отца, часто подолгу остается одна, так как мать уходит на работу. До настоящего заболевания девочка была здоровой. Из детских инфекций перенесла лишь корь, осложненную пневмонией. Раннее развитие было нормальным.
Начало заболевание описывается следующим образом. В отсутствии матери в комнату вбежала психически больная соседка, ударила и толкнула ногой игравшую на полу девочку. Когда пришла мать, девочка «вся тряслась», была бледна, не могла говорить, повторяла лишь «мама». Мать взяла девочку на руки, стараясь ее успокоить. В это время снова вбежала соседка, стала царапать лицо матери. Когда соседку увели, девочку уложили в постель; она была бледна, дрожала, сознание было помрачено. Ночь спала тревожно, вскрикивала, дебютировал энурез. Утром температура была 39°, девочка лежала с закрытыми глазами, боялась их открыть, так как ей казалось, что ее бьет соседка. К вечеру температура упала, но девочка продолжала лежать, отказывалась вставать и ходить, повторяя: «она меня убьет». В момент поступления в клинику не может ходить и стоять, глаза закрыты, на вопросы не отвечает, на повторное предложение назвать свое имя отвечает беззвучно, на предложение открыть глаза возражает: «боюсь, меня тетенька будет бить». В беседе с психотерапевтом постепенно успокаивается, по его предложению становится на ноги и открывает глаза. Речь была беззвучной, девочка плакала, отказывалась от еды.
Назначения: В течение двух недель, ежедневно, проводилась интегрированная психотерапия, наряду с гипнотическими внушениями. В течение двух недель у девочки оставалась боязнь соседки, но с каждым последующим сеансом отмечалась прогрессивная динамика в сторону улучшения общего состояния. По истечению двух недель мимика живая и выразительная, часто улыбается, суетлива. Доступна, знает, что ходит к врачу лечиться.
Считает себя веселой, любит - плясать, петь. Речь в пределах возраста правильная. Общий запас сведений мал, внушаема.
Очевидно, что в клинической картине шоковой реакции наряду с психопатологическими симптомами (помраченное сознание, страхи, астазия-абазин) большое место занимают и вегетативно-соматические расстройства (повышение температуры до 39°, энурез). Нарушения со стороны вазомоторного аппарата, понижение резистентности капиллярной стенки, местный гипергидроз наблюдались у больной даже тогда, когда ее психическое состояние значительно улучшилось.
Преобладание в картине шоковой реакции двигательных и вегетативно-соматических расстройств в детском возрасте является закономерным. В клинической картине данной больной обращает внимание и динамичность болезненных проявлений, их быстрая обратимость при поступлении девочки в клинику. Синдром психической шоковой реакции у детей в большинстве случаев характеризуется благоприятным исходом. Острая реакция на психическую травму продолжается в течение нескольких дней, реже недель и после более или менее длительного последовательного периода (с картиной астении и эмоциональной или сенсорной гиперестезии) заканчивается выздоровлением.